Согласно отчетам Министерства промышленности и торговли, примерно 25 % продукции, реализуемой на территории Российской Федерации, является контрафактной. Ее изготавливают неизвестные производители, которые используют материалы непонятного происхождения, игнорируют правила техники безопасности и не уплачивают соответствующие налоги. Чтобы хоть как-то изменить ситуацию, правительство страны постоянно издает правила маркировки товаров. Согласно последнему положению, к 2024 г. маркировка должна стать массовой. За ее несоблюдение производителю и продавцу грозит административная или уголовная ответственность. В статье мы расскажем, как нарушаются требования по маркировке, чем это грозит и кто несет за это ответственность.

Как нарушают правила о маркировке товаров

Согласно стандартам маркировки, производители обязаны наносить на свою продукцию код DataMatrix. Он представлен в формате двухмерного матричного штрих-кода, в котором зашифрована информация как о продукте, так и производителе. Обычно его наносят на ярлык или этикетку. В соответствии с отчетами Министерства промышленности и товаров, именно отсутствие кода DataMatrix является самым распространенным нарушением. Магазинам и производителям, игнорирующим закон о его использовании, грозит штраф и изъятие товара.

Помимо игнорирования нанесения кода DataMatrix, нарушением правил о маркировке продукции признаются следующие ситуации:

  1. Неправильное оформление маркировки. В России работает центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), который занимается цифровой маркировкой и отслеживанием товаров в стране. Эта же организация составляет требования, касающиеся качества оттиска кода и его нанесения. Если штрих-код на товаре не идентифицируется или плохо напечатан, это считается нарушением. Продукция с кодом, который противоречит указанным правилам, считается нелегальной.
  2. Несоблюдение требования по перемаркировке. Если в продажу поступает товар, код которого утерян, магазин обязан провести перемаркировку. Эта же процедура проводится в случае, если клиент купил товар с поврежденным кодом, а затем вернул его. Если у розничного магазина нет возможности восстановить или определить штрих-код, он обязан запросить новый. В случае продажи товара без маркировки ему грозит административная ответственность, равная продаже немаркированного (то есть нелегального) товара.
  3. Несоответствие сведений на маркировке информации УПД. Некоторая продукция поступает в продажу с штрих-кодом, информации о котором нет в Универсальном передаточном документе (УПД). Иногда маркировка содержит информацию о другом продукте. Товар, маркированный таким способом, считается нелегальным, а его продажа – незаконной. При таком нарушении продукцию могут конфисковать, а торговую точку или индивидуального предпринимателя – оштрафовать.

Если магазин продал немаркированный товар до вступления в силу последних поправок, то в случае его возврата он обязан провести соответствующие процедуры. Продажа возвращенных товаров, не содержащих DataMatrix или штрих-кода, считается нарушением.

Какая ответственность грозит за несоблюдение правил маркировки

За несоблюдение правил о маркировке товаров продавцу или магазину грозит административная или уголовная ответственность. Причем она грозит не только владельцам бизнеса, но и ответственным лицам, в обязанности которых входит контроль выпуска товаров и внесение сведений о них в систему. Контролирующие органы вправе штрафовать оптовых и розничных продавцов, а также производителей, которые не маркируют продукцию, подлежащую маркировке.

Административная ответственность за несоблюдение правил маркировки:

  1. Выпуск без штрих-кодов товаров, подлежащих маркировке. Производителям, которые изготавливают эту продукцию и не маркируют ее, грозит штраф в размере до 10 тыс. руб. Штраф за аналогичное нарушение для юридических лиц составляет до 100 тыс. руб.
  2. Продажа немаркированной продукции. Обычные граждане, реализующие продукцию без специального кода, могут быть оштрафованы на сумму до 4 тыс. руб., должностные лица – до 10 тыс. руб., юридические лица – до 300 тыс. руб. В случае, когда производителем или продавцом немаркированного товара является индивидуальный предприниматель, штраф составляет от 5 до 10 тыс. руб. При производстве и продаже немаркированных табачных изделий размер штрафных санкций увеличивается. Должностные лица в обоих случаях обязаны выплатить 15 тыс. руб., а юридические лица – 150 тыс. руб. за производство и 300 тыс. руб. за продажу. Размер штрафа для физлиц составляет до 5 тыс. руб.
  3. Продажа товаров с неправильной маркировкой. Если индивидуальный предприниматель производит или реализует продукцию с кодами, которые указаны неверно или содержат некорректную информацию, ему грозит штраф от 5 до 10 тыс. руб. Юридических лиц за такое же нарушение вправе оштрафовать на 50-100 тыс. руб. В обоих случаях продукция, независимо от класса и категории, конфискуется и не подлежит возврату.
  4. Отсутствие реквизита «код товара». Согласно последним поправкам, в чеке на покупку обуви, табачных изделий и ряда других продуктов обязательно должен быть указан «код товара». Если магазин или индивидуальный предприниматель реализует продукцию, подлежащую маркировке, при этом в кассовом чеке отсутствует данный реквизит, ему грозит штраф. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выплатить 5-10 тыс. руб., ответственные лица – 1,5-3 тыс. руб.

Кроме того, нарушением считается несоблюдение требований торговой маркировки, которые касаются оформления чеков, ценников и т.п. В этом случае индивидуального предпринимателя вправе оштрафовать на сумму до 30 тыс. руб., юридическое лицо – до 300 тыс. руб. Если покупка такого товара нанесла вред покупателю, санкции увеличиваются в три раза.

Уголовная ответственность за несоблюдение правил маркировки

Уголовная ответственность за реализацию продукции без маркировки грозит тогда, когда стоимость реализации превышает «крупный размер». Причем для табачных изделий он составляет 100 тыс. руб., для продуктов – 400 тыс. руб. Если немаркированная продукция была продана на сумму, которая считается крупным размером, за это могут лишить свободы на срок до 4 лет и оштрафовать на сумму до 100 тыс. руб.

Производителя могут привлечь к уголовной ответственности в том случае, если он изготавливал немаркированные изделия для дальнейшей продажи.